Как натягивается цепь. Как натянуть: установка режущего элемента бензопилы
Как натягивается цепь. Как натянуть: установка режущего элемента бензопилы

Как натягивается цепь. Как натянуть: установка режущего элемента бензопилы

Каждому известно, зачем нужна цепь на велосипеде. Но не всем известно все тонкости ее устройства и какую опасность в себе таит ее неисправность. Поэтому так важно знать, как правильно подтягивать цепь.

Велосипедная цепь является одним из самых главных деталей этого вида транспорта. Основной ее задачей является передавать энергию работы мускул велосипедиста на заднее колесо. Помимо этого она являются ведомым звеном редуктора велосипеда. Такой механизм образуется благодаря тому, что ведущая звездочка (которая на педалях) всегда делается большего размера, чем ведомая (звездочка на колесе). Благодаря этому образуется закон рычага, который позволяет преобразовывать один вид энергии в другой.

Если говорить о тех велосипедах, на которых присутствует сразу несколько передач, то здесь цепи отведена еще большая роль. В такой системе цепная передача выступает в роли плавающего передаточного звена, которое соединяет ведущую звездочку с ведомой. При этом не сложно догадаться, что если произойдет соскок цепи, дальше транспорт ехать не сможет. А бывает такое довольно часто, если велосипедист забыл подтянуть цепь.

Неправильный уход за цепью – причина ДТП

В случае слета или обрыва цепи на велосипеде при наилучшем исходе водитель отделается тем, что не сможет дальше ехать. Но зачастую при этом бывают и более тяжелые последствия. К примеру, если на заднем колесе отсутствует специальный щиток, цепь может попасть в спицы, а здесь исход неблагоприятен во всех случаях.
При любом стечении обстоятельств будут погнуты спицы заднего колеса, и на нем образуется восьмерка, а ремонт такой поломки вылетит в копеечку. А еще есть опасность того, что водитель травмируется сам или пешеходов, так как его заднее колесо заклинит.


Белый пластиковый щиток предотвращает попадание цепи в спицы

Следующая опасность при разрыве или слете цепей относится к тем велосипедам, у которых отсутствует ручной тормоз. Так как здесь вся тормозная система находится в каретке заднего колеса, следовательно, затормозить привычным способом водитель уже не сможет. Даже страшно представить, если такое произойдет на большой скорости.

Причины ослабевания цепей

Прежде чем приступать натягивать цепь, важно понять одну истину. Для велосипеда так же плохо, когда цепной механизм плохо натянут, как и когда цепная передача перетянута слишком сильно. Самый верный способ проверить натяжение цепи – продавить ее сверху вниз, при этом нормальный уровень провисания не должен быть более 1-1.5 см. Если эта величина далеко за своими пределами, цепную систему необходимо подтянуть.

Еще один симптом, который должен насторожить водителя – это если цепь стала проскакивать.




Начнем с того, что с проблемой провисания чаще всего сталкиваются владельцы обычных односкоростных велосипедов. Все дело в том, что здесь цепь не способна натягиваться автоматически, как в горных или иных подобных видов велосипедов.

Но почему же цепи начинают провисать? Причины здесь две. Во-первых, любая цепь имеет свойство растягиваться, не смотря на то, что она сделана из металла. При этом более дешевые варианты растягиваются сильнее, ну а дорогие фирменные изделия практически не имеют такого свойства.

Во-вторых, цепная система может ослабевать в том случае, если плохо были затянуты гайки заднего колеса, в этой ситуации при нагрузке оно несколько смещается вперед и натяжение цепного механизма ослабевает.

Учимся регулировать цепную передачу правильно

Чтобы натянуть цепь на самом простом велосипеде с одной передачей, достаточно одного ключа, необходимо просто отпустить две гайки заднего колеса. Чаще всего это ключ либо на 17, либо на 15.
Сперва велосипед нужно перевернуть вверх колесами, а затем немного отпустить две гайки на заднем колесе. Откручивать их полностью не обязательно. После того как гайки были отпущены, колесо необходимо немного подать назад. Нет нужды при этом забивать разнообразные клинья и вставлять что-то между рамой и колесом, натяжение цепной системы должно происходить с минимальным усилием, под собственным весом колеса.

После этого гайки можно затягивать, лучше всего для этого воспользоваться ключом с динамометром, чтобы был соблюден правильный момент затяжки. Если гайки затянуть слабо, колесо может уйти в бок на дороге. А если сил много, можно сорвать резьбу гайки или даже оси колеса.

Внимание! Затягивать гайки нужно постепенно, при этом наблюдайте, чтобы колесо находилось четко по центру вилки. В противном случае звездочки будут находиться в разной плоскости, что приведет к слету цепи.

Что делать, если провисла цепь на горном велосипеде?

Если с проблемой провисания цепи вы столкнулись на горном велосипеде или любом другом, имеющим несколько передач, то в такой ситуации ее меняют. Дело в том, что в таких велосипедах за натяжение цепи отвечает машинка. С помощью пружины она постоянно и автоматически корректирует то, в каком натяжении должен находиться цепной механизм.





Чтобы сэкономить, некоторые умельцы «перерубывают» цепи, то есть режут ее и уменьшают количество звеньев. При этом звенья соединяются специальным замочком. Такой вариант конечно тоже возможен, но важно понимать, что растянутая цепь – это изношенный механизм и долго он не прослужит.

Покупая новые цепи, важно знать, что они бывают разными и могут не подойти к вашему верному двухколесному другу. Прежде всего, нужно удостовериться в том, какой шаг цепи используется на вашей модели велосипеда. А еще нужно определиться с ее длиной, которая измеряется обычно в количестве звеньев.

Как заботиться о цепях

Как и любой другой механизм, цепная система нуждается в обслуживании. Все, что нужно делать, это время от времени тщательно смазывать все звенья. В случае образования ржавчины металл становится тоньше, к тому же заклинивают ролики звеньев, и ресурс устройства резко сокращается.

Также важно знать, что при работе элементы цепной системы прирабатываются друг к другу. При этом образуются разнообразные впадинки, выемки и прочие незначительные дефекты, которые, как бы это странно не звучало, обеспечивают стабильность работы системы. Если цепь снять, а затем поставить не так, как она шагала до этого или вовсе перевернуть, произойдет ускоренный износ. В худшем случае возможно также учащение слета цепи. Цепная система также быстро изнашивается, если ее подтянуть слишком сильно.

Натяжка цепи ВАЗ 2107 занимает порядка получаса времени, однако, если этого не сделать, последствия могут быть самыми плачевными. В статье подробная инструкция с фото.


Содержание статьи:

Прежде чем приступать к работе, надо узнать, что причина именно в ней. Ведь неправильная диагностика не только заставит проделать ненужную работу, но и не позволит выявить истинной неисправности.

Симптомы ослабления натяжки цепи

В принципе, симптомы являются довольно специфическими, и спутать с чем-то другим очень и очень сложно.

  • Повышенная шумность работы двигателя, даже на холостых оборотах;
  • Мгновенное повышение шумности во время резкого увеличения оборотов;
  • Грохот при плавном набирании оборотов нарастает пропорционально, при резком отпускании педали газа спадает постепенно;
  • Чаще всего, не натянутая цепь ВАЗ 2107 гремит из-за того, что оборвало успокоитель и требуется его замена.


Однако, допустим, что дело не в нем, и просто нужна натяжка. Для работы нам понадобится специальный ключ для проворачивания коленвала, на карбюраторных автомобилях можно вращать за храповик.

Прежде чем приступить к работе, даем двигателю остынуть. Многие считают, что натягивать цепь надо на горячую, чтобы компенсировать ее тепловое расширение. По факту же на автомобиль устанавливается автоматический натяжитель, который справляется с этим. В принципе, разницы нет вообще, дать постоять мотору надо для того, чтобы масло стекло из головки в картер или ниже по магистрали.

Теперь смотрим, непосредственно, как натянуть цепь на ВАЗ 2107:

  • Снимаем крышку клапанов. Не забываем про специфические шайбы, за которыми, в случае утери, придется топать в магазин;
  • Торцовым ключом на 10 откручиваем два болта, которые держат натяжитель;
  • Далее зажимаем его в тисы, либо в газовый ключ, после чего откручиваем ключом на 13 гайку-колпачок на три-четыре оборота;
  • Вытаскиваем натяжитель из тисков. Упираем в стол или другую поверхность плунжер (тонкий пальчик с обратной стороны от колпачка), пока он полностью не утопится в корпус;
  • Теперь затягиваем гайку, вставляем на место натяжитель. Само собой, надо проверить прокладку, при необходимости ее заменить. Затягиваем болты крепления;
  • Делаем пару оборотов коленвала. Желательно делать это рукой, а не стартером. Для облегчения работы можно выкрутить свечи. Как только почувствовали равномерное сопротивление, придерживаем коленвал от обратного хода и откручиваем колпачок на пару оборотов. Тем самым мы «разряжаем» плунжер, и натягиваем цепь.
На этом натяжка цепи на ВАЗ 2107 закончена.

Последствия ненатянутой цепи на ВАЗ 2107

Это касается и 2106 и всей классики в общем. Прежде всего, цепь изготавливается с высокой точностью и прочностью. Это значит, что при малейшем перескакивании зубов двигатель будет работать как попало. Особенно это касается инжекторных моторов, поскольку датчик положения коленвала будет выдавать одни показания, а по факту, вал будет совсем в другом положении. Мало того, перескакивание на два и более зуба чревато тем, что клапан пробьет дыру в поршне, причем такая беда произойдет во всех цилиндрах, и если при обрыве ремня, например, детали ГРМ движутся просто по инерции, то в этой ситуации они еще приводятся в движение от коленвала.

Следующая беда – это износ корпуса головки. В ней имеется специальная часть, возле шестерни распредвала. Так вот алюминий на больших оборотах очень легко стачивается, и восстановить потом головку может быть очень проблематично. То же самое касается и жестяной крышки клапанов. В общем, своевременная натяжка цепи на ВАЗ 2107 – обязательная процедура.

Газораспределительный механизм (ГРМ) отвечает за подачу топливно-воздушной смеси в цилиндры двигателя и удаление отработанных газов в точно определенные моменты времени. Достигается это благодаря своевременному воздействию на детали клапанного механизма, что обеспечивает открытие и закрытие клапанов.

Для правильной работы необходима синхронизация вращения распределительного и коленчатого валов. Решается проблема благодаря тому, что распредвал приводится от коленчатого вала с помощью ременной, цепной или зубчатой передачи.

Достоинства и недостатки цепного привода.

История использования на ГРМ цепного привода началась давно. Это не значит, что такое решение — давнее прошлое, как нередко считают начинающие автомобилисты. Оно широко применяется и сегодня, причем не пренебрегают им лидеры отрасли, такие как Mercedes, BMW, Toyota и др.

Использование такого механизма имеет определенные преимущества:

  • прочность и, соответственно, устойчивость к длительным механическим нагрузкам и кратковременным пиковым перегрузкам;
  • стойкость к износу, благодаря которой при правильном уходе ресурс привода в целом достигает 100 — 200 тыс. км;
  • способность работать при высоких и низких температурах, в условиях их значительных перепадов без потери эксплуатационных свойств.

Присущи цепному приводу и определенные недостатки,

  • значительный вес предъявляет дополнительные требования к качеству, надежности и характеристикам остальных деталей механизма;
  • сложность конструкции приводит к высокой себестоимости производства и, соответственно, относительной дороговизне детали для покупателя;
  • усложнение привода в целом за счет необходимости использования натяжителей и успокоителей;
  • необходимость выполнения дополнительных операций для регулировки натяжения или замены цепи;
  • повышенный, по сравнению с другими вариантами передач уровень рабочего шума.

Указанные недостатки не являются критичными и не стали поводом для повсеместного отказа от цепной передачи. В популярной до сих пор вазовской «классике» используется именно такой привод.

Схема механизма привода распределительного вала и вспомогательных агрегатов.

Причины и признаки недостаточного натяжения цепи, возможные последствии проблемы.

Утверждения продавцов о том, что цепной привод ГРМ абсолютно надежен и практически не нуждается в обслуживании, никогда не доставит проблем владельцу авто, мягко говоря, не соответствуют действительности.

Несмотря на все перечисленные выше достоинства, проблемы при значительном сроке эксплуатации и пробеге неизбежны. Шарнирные сочленения звеньев (ролики и их оси), под воздействием механических нагрузок и трения со временем изнашиваются. Это приводит к удлинению («вытягиванию») цепи, что является источником самых серьезных проблем в механизме привода ГРМ.

  • Даже незначительное удлинение приводит к изменению фазы газораспределения. Кроме того, поскольку этот же механизм приводит трамблер, возможны проблемы с углом опережения зажигания.
  • Неравномерный износ приводит к непостоянству фаз газораспределения и угла зажигания.
  • При сильном износе возможен перескок на 1 и более зубьев, что приведет, в лучшем случае, к останову двигателя, а в худшем – удару поршней по клапанам. В результате потребуется серьезный и дорогостоящий ремонт двигателя.

Главным признаком проблем привода ГРМ на ВАЗ 2106 является появление характерного звонкого дребезжащего звука при резком увеличении или уменьшении числа оборотов двигателя. Локализуется он в месте посадки цепи на приводную шестерню распредвала.

При его появлении потребуется:

  • Проверить натяжение цепи и фазу газораспределения.
  • Визуально проконтролировать степень износа – при обнаружении критических повреждений (трещины на «щечках», сколы втулок) потребуется замена.

Контроль натяжения можно проверить визуально, хотя о точности такого метода говорить не приходится. Для контроля достаточно снять крышку ГБЦ и с незначительным усилием нажать отверткой не ветви цепи (ведущую и ведомую), субъективно оценив пределы перемещения.

Более точно диагностику можно провести только при наличии соответствующего оборудования для измерения фаз газораспределения. Выполнят такую диагностику в любом сервисном центре.

Как правильно натянуть цепь?

В случае, когда цепь ГРМ ВАЗ 2106 не требует замены, регулировка ее натяжения оказывается достаточно простой операцией.

В руководстве по эксплуатации автомобиля изготовитель утверждает, что провести ее можно даже без снятия крышки головки блока цилиндров. Однако, для контроля процесса и достижения наилучшего результата лучше сделать и это.

Порядок регулировки:

  1. Снять крышку ГБЦ.
  2. Демонтировать воздушный фильтр.
  3. Убедиться в необходимости регулировки, проверив визуально натяжение.
  4. На плунжерном натяжителе отвернуть колпачковую гайку (достаточно 0.5-2 оборота). Башмак натяжителя должен переместиться (контролируется визуально). Если перемещения не отмечено, следует освободить плунжер. Для этого отворачивают гайку полностью и страгивают плунжер.

  1. Провернуть коленвал на 1- 1.5 оборота (останавливают вращение в момент проявления максимального сопротивления движению, откат в обратную сторону не допускают).

  1. Снова контролируют натяжение и закручивают колпачковую гайку.
  2. Устанавливают снятые ранее узлы и детали.

Гораздо больше затрат сил и времени потребует замена деталей ГРМ. Поручить это можно специалистам автосервиса, но справиться с такой задачей под силу автолюбителю и самостоятельно.

Специалисты сервисных заводов-изготовителей и сервисных предприятий заявляют, что большинство проблем с цепью ГРМ появляется вследствие недостаточной смазки. Требуется скрупулезно придерживаться рекомендаций производителя по количеству, типам и интервалов замены смазочных материалов.

Видео.

Первый вариант

Второй вариант

Давайте разберемся, почему цепь слетает. Варианта два: либо у вас загнута звезда на системе (система - это передний комплект звездочек), либо плохо настроены скорости.

Если у вас загнута звезда на системе , в таком случае продолжить движение вы сможете просто переключившись на другую скорость, на которой звезда не погнута. Но если вы пользуетесь всеми скоростями во время движения, то в будущем вам придется заменить погнутую звезду. Если система разборная, вы сможете заменить только одну испорченную звезду. Если же система неразборная, вам придется поменять всю систему вместе с шатуном.

Если с шатунами у вас все в порядке (что такое шатун?), значит у плохо настроены скорости . На каждом из переключателей скоростей, и на переднем, и на заднем, существуют регулировочные болты, которые не позволяют цепи заходить за крайние скорости. Если они неправильно отрегулированы, то цепь будет слетать. Если цепь слетает с самой большой звезды, то вам необходимо вкрутить болт с индексом L, что означает low – самая легкая передача.

Вкручивать нужно до тех пор, пока звезды на переключателе не встанут параллельно большой звезде. То же самое с обратной стороны: если цепь у вас слетает с самой малой звезды, вам нужно вкрутить болт с индексом H (high).

Вкручивайте его до тех пор, пока переключатель не встанет параллельно седьмой скорости.

Если спереди цепь спадает с малой звезды к раме, тогда закручивайте болт low.

Чтобы правильно отрегулировать болт с надписью low, необходимо выставить самую легкую скорость на велосипеде и вкручивать его до тех пор, пока между внутренней рамкой переключателя и цепью не останется зазор в 1 мм.

Если с большой звезды цепь падает к шатуну, тогда вкручиваете болт high.

Чтобы правильно отрегулировать болт high, необходимо выставить на велосипеде самую большую скорость и закручивать его до тех пор, пока между цепью и внешней рамкой переключателя не останется зазор в 1 мм.

Это были самые распространенные причины слета цепи. Теперь поговорим об ее разрыве.

2. Порвалась цепь

Самая частая причина разрыва цепи - это переключение скоростей под нагрузкой, например, когда вы едете в горку. При разрыве звено цепи может либо расклепаться, либо поломаться. Если звено расклепалось, его можно попробовать склепать обратно. Для этого вам понадобится съемник цепи, поэтому лучше всегда возить его с собой. Если же звено сломалось, необходимо удалить его и соседнее с ним звено - тоже, и склепать цепь при помощи того же съемника.

Поставить цепь обратно не составляет труда. Для этого оттяните задний переключатель, при этом ослабляя цепь, и поставьте ее на переднюю звезду.

Сегодня вы узнали почему цепь может слететь и порваться, а также как решить эти две проблемы своими руками.

Не пропустите следующий выпуск, оставайтесь на Slenergy!

В видео использована музыка:

JK Soul - I know this (Original Edit)

Важнейшим элементом в конструкции как детского, так и взрослого профессионального велосипеда является цепь, которая определяет качество поездки, плавность хода и мягкое переключение передач. Перед тем как натянуть цепь на велосипеде, необходимо убедиться в том, что длина её подобрана верно: в нормальном состоянии цепь может находиться в чуть свободном состоянии, провисая на 3 мм, но не больше. Вообще, вопрос, как правильно натянуть цепь на велосипеде, актуален всегда, поскольку она является частью определяющего движение механизма и будет чаще требовать за собой ухода вследствие большого числа трущихся деталей. Проверить натяжение цепи можно следующим образом: пальцем следует надавить на неё примерно в середине (напротив внешнего радиуса заднего колеса) и замерить величину провиса. Если она составляет больше 1,5 см, цепь необходимо натянуть.

Итак, чтобы натянуть цепь на велосипеде, который имеет лишь одну передачу, следует, во-первых, перевернуть его вверх ногами, поставив его на сидение и рулевую колонку. Далее необходимо ослабить крепления заднего колеса (в большинстве случаев колесо крепится с помощью эксцентриков или гаек), но не снимать его полностью. Затем следует найти специальный регулирующий паз, который называется дропаутом (от англ. ‘’drop out’’ – опустить), и передвигать колесо в ту или другую сторону. После того, как необходимая длина цепи подобрана, колесо следует закрепить обратно, следя при этом за тем, чтобы плоскость оси колеса была параллельна плоскости вала каретки (это предупредит развитие «восьмёрки»). Важно знать, что натягивать слишком сильно цепь не имеет смысла по двум причинам: во-первых, крутить педали при чересчур натянутой цепи очень сложно, а во-вторых, полный износ элементов цепи наступает гораздо быстрее.

Знать, как натянуть цепь на велосипеде обычной конструкции без передач, необходимо, но при этом следует уметь и удалять лишние звенья из цепи, так как зачастую бывает ситуация, когда колесо уже некуда двигать в пазе, а цепь всё также провисает. В этом случае понадобится специальный инструмент – выжимка, с помощью которого удаляется валик на ослабленной цепи и соединяются два соседних.

Натянуть цепь на велосипеде с передачами несколько проще, поскольку частично она регулируется параллелограммным переключателем (на принципе настройки длины и жёсткости цепи основано само переключение передач), однако слишком длинную цепь даже механика не сможет скомпенсировать, вследствие чего возможно появление проблем с движением велосипеда на средних скоростях. Для начала регулировки длины цепи на велосипеде с передачами необходимо также установить его вверх колёсами, после чего переключиться на самую большую звёздочку и спереди, и сзади, определяя таким образом верхние передачи.

После этого задний переключатель следует отвести за цепь максимально вперёд, а цепь на системе переключения (где педали) также увести немного вперёд, дабы определить оптимальную длину цепи. Затем цепь отпускается и аккуратно надевается на специальные зубчики. Смысл заключается в том, что после полного прогона цепи механический переключатель с помощью роликов подберёт нормальное положение. Его, разумеется, при желании можно намертво зафиксировать в том или ином состоянии, однако в этом случае переключение осуществлять будет невозможно. После такой грубой настройки следует приступить к более тонкой, установив цепь у педалей на самую большую звёздочку, а у заднего колеса – на наименьшую. Для цепи стоит найти такое положение, при котором оси роликов переключателя если не соединяются в одну вертикальную линию, но, по крайней мере, близки к этому.